НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
гл. корпус НГПУ, каб. 23м
job_nspu@nspu.ru
(383) 269-24-30
 
ТРУДОУСТРОЙСТВО СТУДЕНТОВ
И ВЫПУСКНИКОВ






Яндекс.Метрика
 

Я педагог, что делать?

Многие согласятся, что преподавание — это тяжелый труд. Конечно, успехи и благодарность учеников приносят радость, но впасть в уныние и погрязнуть в рутине достаточно легко. Так, в России все большую актуальность приобретают исследования, связанные с негативными последствиями эмоционального выгорания учителей.

Вместе с замдиректором психологического центра «Родник» Ольгой Александровной Одияк мы подготовили для вас советы о том, как работать учителем, быть счастливым человеком и не терять себя, если все же вы ошиблись в выборе пути.

  1. Не фантазируй.

Любая профессия, где нужно контактировать с людьми способствует выгоранию. А с другой стороны, давайте спросим, зачем люди пошли в эту профессию? Никто же не фантазировал, что это будет класс из пяти детей, которые будут дружно по указке учителя что-то делать, я надеюсь. Не думаю, что сильно изменились школьники в последнее время, но редко встретишь тех, с кем невозможно справиться. Это скорее про несбывшиеся ожидания.

  1. Ты не обязан подстраиваться под стандарты.

У нас есть профстандарты. Никто не проводит диагностику из разряда «подходишь ты или нет». Мы выбираем профессию исходя из своих интересов и склонностей. Одно из моих образований педагогическое и скажу по своему опыту, что есть процент людей, которые идут туда, потому что больше никуда не смогли поступить. И тогда мы уже не говорим о любви к профессии. Человек пришел, отучился в ненавистном университете несколько лет, не воспылал любовью к педагогике. И с этим багажом он приходит на работу. Что мы от него ждем? Он не хотел, он не готов, он не способен, это не его история. Учитель в какой-то степени актер, независимо от того, нравится ему работа или нет. Но дети сильно чувствуют притворство.

  1. Ты не обязан любить детей.

Педагог и не должен любить детей, любовь это не про учебу. Их достаточно просто не ненавидеть. Школа – это система. Мы понимаем, что система – это не всегда просто, у каждой есть свои особенные условия. В рамках условий мы можем найти для себя плюсы и минусы. Допустим, если у вас есть ребята, которые показывают плохую успеваемость, но вы понимаете, что это их предел, они не могут по-другому. Тогда стоит заходить с нестандартной стороны – возможно, он рисует лучше всех, или прекрасный футболист? Система образования – странная вещь. От школьников требуют знания всех предметов, причем довольно хорошего. Понимание того, что ребенок не может знать все сразу, сильно облегчает жизнь учителя. Если ты позволяешь проявлять ребенку самостоятельность, тебе становится легче. Если ты даешь ему быть ребенком. Если у тебя ожидание «я зайду в класс, все сядут и будут улыбаться», то свыкнуться будет непросто.

  1. Помогай себе отвлечься.

У каждого из нас есть багаж того, что нам доставляет удовольствие. Очень правильно и по-взрослому признать, что ты способен злиться, ругаться, что ты такой же живой. Даже если ты за спиной кого-то обсудил и тебе это помогло – делай.  Если вам хочется пошуметь и покричать, даже если выплеснуть себя физически, в спорте, например. Почему бы и нет? Все, что не причинит вреда ни тебе, ни другим. Если ты не получаешь позитивные эмоции от работы, нужно искать их в другом месте. Наверное, это и правильно.

  1. Задай себе правильные вопросы.

Для чего ты делаешь это? Ты хочешь, чтобы тебя любили, уважали, слушались? Стоит задать себе этот вопрос, когда ты идешь на эту работу. Если ты не чувствуешь обратного эффекта, то есть большой шанс выгореть быстро. Давайте будем честны, не все любят свою работу. Если просить у сварщика, он ответит, что иногда тоже начинает ненавидеть свою работу. Иногда мы устаем даже от любимой деятельности. Но если вы устаете уже давно, тогда нужно что-то делать.

  1. Не бойся ставить двойку.

Многие сталкиваются с проблемой, что хотят быть добрыми и хорошими для учеников. И даже боятся ставить двойки. Но тут нужно понять для себя, ты не хочешь ставить двойку, потому что не хочешь его расстроить? А может, потому что это оценка не только ему, но и тебе? Если преподаватель часто задает себе этот вопрос, то ученикам с ним определенно повезло – он добр и хорошо чувствует людей. Но главное – не сделать клеймо на ребенке. Многие дети настолько привыкли к статусу «двоечник», что уже не видят смысла что-то делать и пытаться прыгнуть выше головы.

  1. Вопрос задан, а ответа нет. Что делать?

Ответ всегда есть. Просто мы его боимся. Был у меня случай в практике – человек долгое время мучился, ходил на нелюбимую работу. После долгих разговором он пришел к выводу, что не умеет ничего больше. Это и есть страх, та самая мысль, представляешь ли ты что-то из себя в неизвестности или нет. Здесь у тебя работа, уважение, коллеги, стабильная зарплата. А что будет, если все это менять? Очень страшно.

  1. Не забывай о своем статусе учителя.

Хочешь быть другом ученику? Это замечательно, но есть некие опасности. Подростки склонны переходить черту обычно, и в таком случае учитель должен понимать свою ответственность. Соблюдайте границы, сейчас есть много новых тенденций, например в некоторых небольших лагерях и частных школах к учителям и вожатым обращаются на «ты». Дети чувствуют некое превосходство от того, что могут на равных общаться со взрослыми, это не всегда приводит к хорошим последствиям. Поэтому всегда себе говори: «Да, я готов тебе быть старшим другом, но я все равно за тебя отвечаю, я выше». И все будет хорошо.

 

Елизавета Рац, Александр Терентьев


Анонсы и объявления

«Л.С. Выготский и А.Р. Лурия: культурно-историческая психология и вопросы цифровизации социальных практик»


15 - 17 ноября 2022 года.
Приглашаем вас принять участие в Международном конгрессе «Л.С. Выготский и А.Р. Лурия: культурно-историческая психология и вопросы цифровизации социальных практик» 15 - 17 ноября 2022 года. Международный конгресс будет проходить в формате онлайн на базе Новосибирского государственного педагогического университета при поддержке Фонда «Университет детства».
Подробнее...

XXIII Филологические чтения


20-21 октября 2022 года.
Приглашаем Вас принять участие в работе конференции Двадцать третьи Филологические чтения «Интерпретационный потенциал языковой системы и творческая активность говорящего. Метафора в языке и речи: современные исследовательские парадигмы», которая состоится 20-21 октября 2022 года. К участию приглашаются сотрудники образовательных и академических учреждений.
Подробнее...

Классный руководитель и куратор студенческой группы: обновление стратегии и методики подготовки


25.10.2022
Уважаемые коллеги, приглашаем Вас принять участие в работе Всероссийской научно-практической конференции с международным участием
Подробнее...

⚡Работодатели, информация для вас!



В НГПУ функционирует автоматизированная информационная система «Педагогические кадры Новосибирской области». Система Педкадры НСО позволяет координировать процесс подготовки кадров для системы образования региона.
Подробнее...


Новости

© 2012-2022 ФГБОУ ВО "Новосибирский государственный педагогический университет"
107